Когда мы выбираем программу повышения квалификации или переподготовки мы также определяем подходящую для себя форму обучения - очную, очно-заочную или заочную. Каждая из них имеет свои преимущества для удовлетворения наших потребностей.
Очная форма обучения удобна для слушателей незанятых в период обучения или с гибким графиком работы. В программах с такой формой объем аудиторной работы с преподавателем, как правило, составляет не менее 50% от общего объема часов программ. По этой причине очные программы дороже заочных, но они более эффективны для слушателей, получающих новую квалификацию или осваивающих навыки решения сложных производственных задач.
Занятые в дневное время слушатели в основном выбирают очно-заочную или заочную формы обучения. Очно-заочная форма предполагает аудиторные занятия в вечернее время в рабочие дни и в дневное время по субботам. Их объем обычно составляет 30-50% от общего объема программы. Стоимость очно-заочных программ, как правило, близка к стоимости очных программ. Совмещая работу с очно-заочным обучением, слушатели увеличивают свою нагрузку, но пользуются преимуществами непосредственного взаимодействия с преподавателями.
Классическая заочная форма обучения означает проведение занятий в установленные образовательной организацией сессии. Однако, в дополнительном профессиональном образовании сессии проводятся не всегда. Они устанавливаются в основном по программам переподготовки с объемом свыше 500 часов. Для слушателей программ повышения квалификации сессии не проводятся, поскольку такие программы кратковременные (16-120 часов). Аудиторные занятия по заочным программам обычно составляют до 30% от общего объема программ.
Часто заочные и очно-заочные программы в полном объеме или частично реализуются с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. Особенно это характерно для заочных программ. Между электронным и дистанционным обучением есть существенная разница. Электронное обучение означает работу слушателя с электронными образовательными ресурсами, которая не всегда сопровождается непосредственным взаимодействием с преподавателем: вы читаете в электронном формате тексты, презентации, смотрите видео лекции и выполняете контрольные задания. Дистанционное обучение предполагает непосредственное взаимодействие слушателя с преподавателем через видеоконференцсвязь. То есть это очные занятия, но через Zoom, Webinar, Skype или другие ресурсы. Однако в реальности зачастую между электронным и дистанционным обучением не проводят различий. Например, можно встретить в описании программ, что они реализуются с применением дистанционных технологий, но потом выясняется, что это электронное обучение без “живых” лекций и семинаров.
Анализ данных Росстата за восемь лет развития дополнительного профессионального образования после принятия Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” показывает увеличение числа слушателей по очно-заочным и заочным программам. Особенно выросло число слушателей по заочным программам.
Число слушателей по очным программам росло с 2014 по 2017 годы, но с 2018 года пошел тренд на их снижение. Тем не менее число слушателей-очников в анализируемом периоде превалировало, как по программам повышения квалификации, так и по программам переподготовки.
Рост числа слушателей по очно-заочным и заочным программам можно объяснить двумя тенденциями, о которых мы ранее уже писали. Во-первых, с 2014 года наблюдается ежегодное увеличение спроса на программы ДПО. Во-вторых, с 2017 по 2021 годы уменьшилось число преподавателей по программам ДПО почти на 80 тысяч. Значительное сокращение числа преподавателей на фоне роста числа слушателей делает невозможным сохранение программ с большой долей аудиторной нагрузкой, что и побуждает образовательные организации больше предлагать заочные и очно-заочные программы. При сохранении тенденции сокращения числа преподавателей можно ожидать рост слушателей по заочным программам.
Кроме того, рост заочников возможно связан с реализацией с 2019 года федерального проекта “Содействие занятости”. В рамках проекта за счет бюджетных средств ежегодно обучалось около 400 тыс. слушателей и в основном по заочным программам.
Андрей Ларионов