Основные тенденции развития сектора дополнительного профессионального образования

16 Августа 2022

Анализ данных Росстата по сектору дополнительного профессионального образования за восемь лет показывает несколько интересных тенденций его развития. Так, с 2014 по 2021 годы произошло увеличение количества организаций (включая их филиалы), предлагающих программы ДПО, примерно с 4 до 6 тысяч. Рост в основном произошел за счет организаций, для которых ДПО является основной деятельностью (50%), колледжей и техникумов (25%), а также за счет иных организаций, которые по своей природе не являются образовательными, но дополнительно занимаются ДПО (25%), например, нефтяные или аудиторские компании.


Наибольший рост числа организаций произошел в период с 2014 по 2016 годы. Это можно объяснить тем, что с сентября 2013 года сектор начал жить по новым правилам. Во-первых, было упрощено лицензирование ДПО. Надзорные органы стали выдавать бессрочные лицензии, не указывая в них названий планируемых к реализации программ. Организации могут открывать новые программы без изменений в лицензию. Во-вторых, отменена государственная аккредитация программ ДПО. Аккредитация сохранилась только в отношении программ средних школ, колледжей, техникумов и вузов.

В период с 2017 по 2021 годы масштаб сектора изменился незначительно, а при этом количество слушателей по программам ДПО увеличилось. Наибольший рост слушателей начался с 2019 года с ежегодным приростом более 300 тысяч человек.


На фоне роста спроса на программы ДПО в секторе происходит сокращение педагогических работников. Так, с 2017 по 2021 годы их число уменьшилось почти на 80 тысяч. Возможно это является основной причиной относительной стабильности структуры сектора. Как бы не увеличивался спрос на программы ДПО, сложно развивать новые организации, если недостаточно педагогических работников, способных разрабатывать интересный контент программ и эффективно его передавать.


Как показывает практика, слушатели в основном идут на программы ДПО не столько за теоретическими знаниями, сколько за практическими навыками.  По этой причине даже вузы часто ищут преподавателей по программам ДПО из числа внешних работников, поскольку не каждый штатный преподаватель может помочь слушателям сформировать навыки, за которыми они пришли. Часто можно наблюдать, когда востребованный преподаватель, в том числе из числа практических работников, сотрудничает с несколькими образовательными организациями, конкурирующими между собой.

В случае продолжения тенденций сокращения преподавателей и роста числа желающих освоить программы ДПО, скорее всего, произойдет существенное увеличение заочных программ в онлайн формате. Ключевыми факторами привлечения востребованных слушателями преподавателей по очным программам вероятно станут высокая оплата труда при сокращении аудиторной нагрузки и гибкость для преподавателей графика учебного процесса.

Андрей Ларионов

Вернуться к списку